Логотип

Пожертвование

Помощь в оплате хостинга

Yandex PayPal
Настали Святки, то-то радость Версия для печати Отправить на e-mail

После Рождества Христова, с 7 января, в Православной Церкви наступают Святые дни. Они длятся почти две недели — до следующего двунадесятого праздника — Крещения Господня, Богоявления, 19 января. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе нашем богослужения особенно праздничны, нет традиционного для Православной Церкви поста в среду и пятницу.

Отсюда, кстати, идет традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли — от Рождества до Крещения. Ныне — начинаются с 1 января, с новогодья, но совершенно без какой-либо житейской светской логики длятся те же двенадцать дней. Впрочем, и елка, как рождественский обычай, была в советской России «посмертно реабилитирована» лишь после того, как оказалась оторвана от православного праздника и директивно приписана к Новому году. Несколько поколений, выросших под этой насильно «атеистической» елкой и весело бегавших по улицам в дни зимних каникул, и не задумывались: отчего двенадцать дней, отчего елка, почему подарки под ней (ведь о волхвах им тоже не говорили)...

Эти примеры, на мой взгляд, весьма показательны: мы потеряли простое и правильное объяснение своих собственных традиций, а взамен их усвоили себе на беду чье-то поверхностное и вздорное суждение. И если бы дело было только в числе каникулярных дней!

К сожалению, большинству из нас мало что известно о том, как проводили Святки наши предки. Мы черпаем свои знания из художественной литературы прошлого века да из газетных публикаций, авторы которых также опираются на те же книги и на этнографические исследования. В результате духовная жизнь наших дедов и прадедов от нас закрыта.

«Настали Святки.
То-то радость!
Гадает ветренная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.»

Эти пушкинские строки — как и последующие строфы пятой главы «Евгения Онегина» — написаны с доброй улыбкой и пониманием главного: «...надежда им лжет детским лепетом своим.» Нас же пытаются уверить, что лишь в этом состоит своеобразие Святок, что только этим и надо нам заниматься. Прости, Господи, тем, кто так считает по неведению! Но сколько людей, сделавших обман и даже более опасные в духовном смысле деяния своим повседневным весьма выгодным промыслом, сознательно вводят в заблуждение нас с вами! И их ложь далеко недетский лепет...

Действительно, Святки проходили весело и шумно. Были, конечно, и ряженые, и гадания, и многое другое. Но, во-первых, Церковь никогда не одобряла безудержности этого веселия. Она никогда не возражала против катания с ледяных гор или против посиделок с песнями, но ясно видела все, что было опасно для души. И для людей верующих самое важное в Святые дни то, что 8 января Церковь празднует Собор Владычицы нашей Небесной Пресвятой Богородицы, а 9 января — память апостола первомученика и архидиакона Стефана, а потом будет и воспоминание о 14 тысячах младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных, которым молятся о детях, убитых матерями в чреве своем...

И так до самого Крещенского сочельника, когда все спешат в храмы Божии на Великое водосвятие, совершаемое всего дважды в году 18 и 19 января. Такие Святки становятся днями духовного возрастания, к которому православный человек подготовил себя Рождественским постом, исповедью и принятием Пречистых Христовых Тайн.

В Святые дни принято посещать родственников и друзей с радостной вестью и подарками. Но в особенности надо не забывать тех, кто больше других испытывает недостаток внимания, — больных, обездоленных, нуждающихся, пребывающих в тюрьмах. К сожалению, в наше время таких людей более чем достаточно: оглянитесь вокруг и быстро найдете обширное поприще для посильной для вас благотворительности.

Наступившие Святые дни для всех нас — по примеру предков — должны быть особыми не в каком-то обрядовом или внешнем смысле. Они призваны стать днями усилия в том, что для православного человека является содержанием всей его жизни. Потому давайте проведем нынешние Святки с радостью о родившемся Спасителе и Господе нашем, в веселии, но и в молитве и в добрых делах, в помощи ближним. А если в Святые дни нечистая сила действительно не имеет власти над нами, то и некому — кроме нас самих — будет помешать нам в этом спасительном и благодатном усилии.

Православная газета

Последнее обновление ( Пятница, 17 Январь 2014 )
 
< Пред.   След. >
© 2024 "Православие в Корее" - Сайт русской общины при храме св. Николая, г. Сеул