Иконография Рождества Христова так
же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна»
— на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в
Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании.
Небо
мне показася днесь земля, на ней бо рождается Творец, в яслях
воскланяется, в Вифлееме Иудейском. Со ангелы поют пастырие
непрестанно: в вышних слава, мир в мире, ведеша бо звезду путешествующа
с волхвы, скоро же текуще принести дары: злато, смирну и ливан, яко
всех Сущему Богу и Царю вечному, и Зиждителю всяческих, в вертепе за
милосердие Рождшемуся. (“Небом сегодня кажется
мне земля, ибо на ней рождается Творец, в яслях восходит, в Вифлееме
Иудейском. С ангелами непрестанно поют пастухи: слава в вышних, мир в
мире, ибо узнали звезду движущуюся с волхвами, которые спешат принести
Родившемуся в пещере по Его милосердию дары: золото, мирру и ладан, к
Богу всего сущего, вечному Царю и Создателю всего” – из рождественского
богослужения.) История изображения Иконография
Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам
праздник. Она очень «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, о
которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном
Предании. Суть праздника — утверждение истинности воплощения Бога
Слова, пришедшего на землю во плоти ради спасения человечества от
рабства греха – выражена и в иконографии. На иконе мы видим основные
события, сопровождавшие пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа,
икону можно «читать» как книгу. Так называемая «ковровая» композиция
иконы изображает события, произошедшие в разных местах в разное время
как бы одном плане, уровне, мы видим их одновременно. Акценты же
расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения. Богородица «Дева днесь Пресущественнаго раждает…» В
центре композиции иконы Рождества Христова – Богоматерь. Именно Ей
принадлежит исключительная роль в устроении человеческого спасения. Обычно Она представлена лежащей, что подчеркивает реальность Рождества и тем самым — Боговоплощения. Богородица
изображена отвернувшейся от спеленатого Христа. Это положение
Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит
уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение
Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и
утешительницей. Гора, в которой мы видим пещеру с
яслями, традиционно ассоциируется с Богоматерью, а пещера в таком
случае может быть истолкована как Ее чрево. Пещера символизирует также
падший мир, в котором воссияло “Солнце правды” — Христос. Ясли « В вертеп вселился еси Христе, ясли Тя восприяху…» Рядом с Девой Марией — Богомладенец, лежащий в яслях. Иоанн Златоуст говорит, что ясли изображают Престол небесный, а скот — предстояние ангелов. Ближайшими
ко Христу изображаются животные — вол и осел. Они не упоминаются в
Евангелии, но традиция связывет их изображение с прочтением этого
сюжета как исполнения пророчества Исайи: “Вол знает владетеля своего, и
осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не
разумеет” (Ис. 1:3). Толкователи этого сюжета
сходятся на том, что вол — это символ рожденных в законе, Израиля, а
осел — символ язычников. И между ними изображается божественный
Младенец, освобождающий их из-под ярма: одних — из-под ярма закона,
других — поклонения идолам. На русской почве из-за
утери понимания первоначального смысла этого изображения вол и осел
часто заменяются на обычных в сельском обиходе корову и лошадь. Пастухи «Ангели с пастырьми славословят…» На
иконе Рождества непременно изображаются пастухи и волхвы. Пастухи,
первыми из всех людей узнавшие о Рождестве Спасителя, — это простые,
безыскусные души, “ничтожные мира сего”. После Господь во время Своей
проповеди возвысил образ пастуха, сказав о Себе “Я есмь Пастырь
добрый”. Пастыри в изображениях Рождества выражают тот удивительный
детский восторг, упоение чудом, на которые способны лишь “чистые
сердцем” и “нищие духом”. Тут же изображается и благовестие им ангелов. Звезда «…и звездою учахуся» Вверху
мы видим полукруг неба с изображенной на нем звездой, из которой иногда
исходит луч. Именно звезда привела к месту рождения Спасителя волхвов и
пастухов. Поэтому внимание персонажей часто оказывается сосредоточенным
на звезде. Звезда, таким образом, определяет ось композиции, и луч,
падающий на ясли Младенца, указывает на главное чудо этого момента —
Рождение “Сущего прежде век”, положение в ясли Необъятного, повитие
пеленами Того, Кто «покрывает небо облаками». Как
пишет свт. Иоанн Златоуст, звезда была не просто физическим явлением,
но особой разумной “ангельской силой”. Трактовалась звезда и как Святой
Дух. В некоторых поздних изображениях Рождества в XVII—XVIII вв. звезда
заменяется ангелом. Волхвы «Тебе кланятися, Солнцу Правды» Волхвов
в каком-то смысле можно противопоставить пастухам. Они люди ученые,
познавшие всю мудрость человеческую и доступную познанию язычников
Премудрость Божию, разлитую в природе. Волхвы искали на небе и на земле
только истину и не остановились ни перед какими препятствиями, когда
благая весть о рождении Того, Кто сказал о Себе “Я есмь Путь и Истина и
Жизнь” явилась им в виде звезды. Волхвы обычно
изображаются мужами трех возрастов: старец, зрелый мужчина и юноша. Это
подчеркивает то, что Божественное Откровение дается людям независимо от
возраста и жизненного опыта. Дары волхвов Богу —
золото, ладан и смирна. Иоанн Златоуст пишет, что они символизируют
науку, любовь и послушание, которые восточные мудрецы приносят Богу.
Блаженный Августин и святитель Григорий Двоеслов видят в дарах волхвов
исповедание Христа Царем (приношение золота), Богом (приношение ладана)
и Человеком, готовым умереть (приношение смирны). Ангелы «Слава в вышних Богу» В
верхней части композиции представляется ангельское воинство,
славословящее и поющее: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в
человецех благоволение”. Ангелы учат петь вместе с собой пастырей, а
заодно и всех людей. Это совместное пение вызывает в памяти литургию,
когда люди поют ангельскую песнь “Свят Господь Саваоф” и уподобляются в
этом ангелам. Тогда действительно оказывается, что небо опустилось на
землю благодаря пришествию Бога во плоти. Сцена Омовения Христа В
нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое
совершают две женщины. Одна из них, повитуха, была приведена в пещеру
праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она позвала в пещеру другую
женщину, у которой все происходящее вызвало сомнение. Описание
последующих событий читаем в Предании: «И только протянула Саломея
палец, как вскрикнула, и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась
искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... и тогда предстал
перед нею ангел Господень и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял
тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи Его, и наступит для тебя
исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав,
поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась
Саломея...» Изображение купания Младенца вновь
акцентирует истинность пришествия Бога во плоти, свидетельствует о
действительном Боговоплощении, также в купании Младенца можно видеть
прообраз Крещения Господня. Иосиф Обручник И
последний необходимый элемент иконографии Рождества — изображение
сидящего в задумчивости Иосифа. Такая поза связана с его сомнениями
после Благовещения. Сомнения Иосифа в иконографии
Рождества материализуются в фигуру старца в козлиных шкурах, стоящего
над ним. Эта фигура вызывала и вызывает у исследователей множество
споров. Одним этот странный старец кажется просто пастухом, пришедшим
побеседовать с Иосифом о тайнах Домостроительства Божия; другим —
Иаковом, апокрифическим сыном Иосифа, якобы сопровождавшим отца в
Вифлеем и также бывшего свидетелем Рождества Спасителя; третьим —
воплощением сомнений Иосифа в образе диавола (который иногда
представляется с рожками или хвостиком). Последнее толкование является
наиболее распространенным. В таком случае кривая клюка старца
символизирует ложь, на которую он опирался в беседе с Иосифом. В их
этом диалоге, по мнению исследователей, показано столкновение двух
миров: рационалистического, не желающего верить в чудо, а значит и в
любые формы жизни духовной, и мира Духа, в котором человек неподвластен
земным законам. www.taday.ru
|