Причиной возникновения так называемого старостильного раскола в Поместных Православных Церквях является критика и неприятие реформы церковного времяисчисления, выработанной на Всеправославном совещании, проходившем в 1923 г. в Константинополе. Среди множества вопросов, стоявших на повестке совещания, наиболее значимым для церковной истории явилась проблема допустимости замены астрономически неточного юлианского календаря календарем намного более совершенным, именуемым новоюлианским.
Для сравнения можно отметить, что юлианский календарь накапливает отставание от реального астрономического времени на одни сутки за 128 лет, григорианский календарь (используемый в гражданской жизни) накапливает такую ошибку за 3300 лет, а новоюлианский календарь дает погрешность в одни сутки за 43480 лет. Однако, несмотря на очевидные преимущества новоюлианского исчисления, обусловленные астрономической точностью, введение данной календарной системы вносит определенный диссонанс в литургическую жизнь Церкви. Во-первых, полностью разрушается система «зрячей пасхалии». Во-вторых, исчезает установленное Типиконом согласование подвижных и неподвижных праздников. Так, праздник Благовещения никогда уже не будет совершаться в дни Страстной седмицы, а тем более устраняется возможность совпадения Благовещения со Святой Пасхой (Кириопасха). А самое главное несовершенство новоюлианского календаря системы видится в сокращении сроков петровского поста или его полное устранение в том случае, если Пасха празднуется с 20 по 25 апреля (по старому стилю). В полемике относительно допустимости использования новоюлианского исчисления в церковной жизни участники Всеправославного совещания учитывали не только аргументы противников календарной реформы, но и соображения их оппонентов. | Патриарх Константинопольский Мелетий IV (Метаксакис) (1871-1935), главный инициатор календарной реформы |
В частности, не остались без внимания такие важные доводы, как астрономическая точность новоюлианского календаря и возможность согласования церковного времяисчисления с гражданским. Последний аргумент имел весьма важное значение для православных стран, в которых церковные праздники являются и гражданскими. Кроме того, весьма важным был и тот аргумент, что календарная реформа восстановит единовременное празднование великих праздников находящимися в состоянии разделения христианами Востока и Запада. Экуменический аспект календарной реформы вполне понятен в контексте европейских умонастроений в годы, последовавшие за окончанием Первой Мировой войны. В это время представители различных христианских конфессий воодушевлялись идеей возможности скорого и неизбежного объединения разрозненных ветвей христианства. Для грекоязычных Поместных Православных Церквей экуменический аргумент в адрес необходимости реформирования времяисчисления порождал надежды на военно-политическую поддержку западных стран православной Греции, в 1923 г. уже терпевшей поражения в войне с Турцией. Учитывая весь сложный комплекс проблем, стоявших перед участниками Всеправославного совещания, было принято решение о принципиальной допустимости использования новоюлианского календаря в церковном употреблении. Однако право окончательного решения относительно проведения календарной реформы было сохранено за каждой из Поместных Церквей. Опираясь на постановления Всеправославного совещания 1923 г., новый календарный стиль был введен в Константинопольской, Элладской, Кипрской, Румынской, Польской Церквях в 1924 г., в Александрийском Патриархате в 1929 г. и в Болгарской Православной Церкви в 1968 г. Реформирование церковного календаря затронуло также Антиохийскую, Албанскую, Чехословацкую и Американскую Православные Церкви. Введение нового календарного стиля в церковной жизни способствовало возникновению внутрицерковной реакции, порождавшей церковные расколы, имеющие ныне наименование старостильной (старокалендарной) схизмы. Аргументы инициаторов церковных разделений, базирующиеся на демонстрации всех положительных характеристик юлианского календаря и отрицательных сторонах использования нового календарного исчисления ни в коей мере не оправдывают грех раскола Церкви. Весьма убедительно в вопросе времяисчисления высказывался святитель Иоанн Златоуст, произнесший великие слова: «Даже если Церковь и ошибается, точность в соблюдении времени не столь важна, как преступление разделения и [...] раскола» 1. Основной задачей данной публикации мы ставили ознакомление читателя с проблемой катастрофического распространения старостильного раскола на канонических территориях двенадцати (!) Поместных Православных Церквей. Ниже приводится список, отражающий современное состояние многоликой старокалендарной схизмы. В результате восьмидесятилетнего исторического развития раскола на канонической территории Элладской Православной Церкви существуют следующие старостильные юрисдикции, заявляющие о себе как о Поместных Православных Церквях: - 1. «Флоринитский» Синод Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции во главе с «архиепископом Афинским и всея Эллады» Хризостомом (Киюсисом);
Кроме того на канонической территории Элладской Церкви уже прекратили свое существование следующие старостильные юрисдикции (в скобках указаны годы существования данных юрисдикций): На канонических территориях Поместных Православных Церквей к 2008 г. возникли и получили свое развитие следующие независимые схизматические образования, претендующие на наименование автокефальных, имеющие иерархическое преемство от греческого старостильничества или состоящие с ним в «литургическом» и «каноническом» общении: I. На канонической территории Румынской Православной Церкви: II. На канонической территории Болгарской Православной Церкви: III. На канонической территории Американской Православной Церкви: Кроме того, на канонической территории Американской Православной Церкви прекратила свое существование Церковь ИПХ юрисдикции «митрополита Асторийского» Петра (Астифидиса) (1974-1985 гг.). На территории Западной Европы к 2007 г. возникли и получили свое развитие следующие независимые схизматические образования, имеющие иерархическое преемство от греческого старостильничества: Кроме того, на канонических территориях Поместных Православных Церквей к 2008 г. были открыты церковные структуры следующих схизматических старокалендарных юрисдикций: I. На канонической территории Константинопольского Патриархата: II. На канонической территории Александрийской Церкви: III. На канонической территории Русской Православной Церкви: IV. На канонической территории Грузинской Православной Церкви: V. На канонической территории Сербской Православной Церкви: VI. На канонической территории Румынской Православной Церкви: VII. На канонической территории Болгарской Православной Церкви: VIII. На канонической территории Кипрской Православной Церкви: IX. На канонической территории Православной Церкви Чешских Земель и Словакии: Х. На канонической территории Американской Православной Церкви: На территории Западной и Центральной Европы действуют следующие церковные миссии, епархии и Экзархаты схизматических старокалендарных юрисдикций: На территории Австралии, действуют следующие церковные миссии, приходы, епархии и Экзархаты схизматических старокалендарных юрисдикций: В составе Польской Православной Церкви находятся два архиерея и целый ряд европейских и южноамериканских приходов, пребывавших ранее в юрисдикции «Православной Церкви Португалии». Примечания: 1 Цит. по: Петр (Л’Юилье), архиепископ. Петр (Л’Юилье), архиепископ. Правила первых четырех Вселенских Соборов.- М.: Издание Сретенского монастыря, 2005.- С. 63. Автор: Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия Источник: Минские духовные школы |