"Молитвы, - писал святой Ефрем Сирин, - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству... Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы".
Молитва - это наша беседа с Богом. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища -все дается Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и в нужде мы должны обращаться к Богу с молитвой. Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют "крыльями души", так как искренняя молитва отрешает нас от мирской суеты, возносит сердце человека выше небес. В храме все верующие как бы едиными устами и сердцем исповедуют Господа, и Он здесь ближе к каждому молящемуся и скорее приемлет его молитвы, чем где-либо в другом месте. Скудость молитвы одного восполняется верою другого, усиливается молитвами священнослужителей, утверждается присутствием святых Тайн, пением и чтением Священного Писания. Святые отцы говорили, что в храме одна молитва "Господи, помилуй" имеет гораздо большую силу, чем многие молитвы и поклоны на дому. Придя в Церковь, христианин обращается к Господу с молитвой, прославляя величие Божие, благодаря Его за милости или прося о помощи и о прощении грехов. Таким образом, по содержанию молитвы бывают хвалебные, благодарственные и просительные. В Святом Евангелии Самим Спасителем сказано: "Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого". Как писал святой Ефрем Сирин, "Смотрите, возлюбленные, чтоб не вотще (то есть не напрасно. - Ред.) трудиться нам молясь, если будем иметь на кого вражду". Учителя Церкви и святые отцы заповедали нам иметь во время молитвы прежде всего смирение и сердечное сокрушение о своих грехах: если человек в своем сердце не осознает себя грешником, то Бог не услышит его. Молитва же вместе с искренним смирением и покаянием непременно будет услышана. "На кого воззрю, - говорит Господь нам через пророка, токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих". Помните, "нет большего греха, - по слову святителя Феофана Затворника, - чем молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу". Придя на службу в храм, старайтесь не отвлекаться и следить за богослужением, чтобы со всеми молиться именно о том, о чем молится вся Церковь. Во время молитвы мы должны ум свой настроить так, чтобы ни о чем постороннем не думать и чтобы сосредоточить все внимание лишь на словах молитвы. Спасительная сила церковных молитв, песнопений и чтений зависит от того, с каким чувством принимают их наши сердце и ум. Совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением. Тогда только за церковной службой каждый согреет свое сердце, возбудит совесть, оживит душу и просветит свой ум. Если слова молитв пока не понятны, то хорошо произносить про себя Иисусову молитву: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного(ую)". Даже не произнося про себя слова каких-то конкретных молитв, но с благоговением внимая всему происходящему в доме Божием, вы проникаетесь общим молитвенным настроением и тоже являетесь участником соборной молитвы. Для выражения наших чувств к Богу и святым угодникам Церковью даны разные молитвы. Ниже мы приводим те, которые каждый христианин должен знать с малых лет. Молитва господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Песнь Богородице Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Символ веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
По материалам сайта: Тульская и Белевская епархия [http://tula.eparhia.ru/orthohram/kak_molitsya/].
|