«Как
скоро иерей... начинает совершать святую проскомидию, внезапно блаженные силы, во
множестве сошедши с неба, облаченные в пресветлые некие ризы, с босыми ногами,
с внимательным взором, в великом
безмолвии и молча, окружая жертвенник, предстоят до совершения страшного
Таинства».
Так
преподобный Нил Синайский передавал в письме епископу Анастасию рассказы Иоанна
Златоуста о том, что ангелы незримо присутствуют на Богослужении вместе с
людьми. «Потом, разошедшись по досточтимому храму, каждый из них здесь и там
содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам
и диаконам всем, раздающим Тело и Честную Кровь».
Ангелы в храме
В Житиях Спиридона Тримифунтского,
Сергия Радонежского, Дионисия Ареопагита находим свидетельства людей, видевших,
как совместно с этими святыми служили ангелы. Однажды
преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим братом Стефаном и его сыном
Феодором. В церкви стоял и молился один из самых строгих подвижников Сергиева
монастыря, Исаакий-молчальник. И вот, за добродетели его, Бог дал увидеть
Исаакию чудное видение: он увидел в алтаре в светлом облаке четвёртого
священнослужителя - чудного обликом мужа, удивительного и таинственного,
сияющего необычайным светом, в блистающих ризах, на которых, казалось,
проступал какой-то вытканный золотом узор; от него исходило такое яркое сияние,
что Исаакий не мог видеть его лица. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца
Макария:
- Что
это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?
- Не знаю, чадо, - ответил Макарий, также
удостоенный видения. - Это таинственно и необъяснимо. Разве что какой-то
священнослужитель приехал с князем? (А
в обители гостил тогда князь Владимир Серпуховской.) Но когда иноки спросили слуг князя, те
ответили, что никаких священнослужителей с князем не приезжало, - и иноки
уразумели, что святому Сергию сослужил ангел Божий.
Когда
литургия окончилась, Исаакий и Макарий, выбрав подходящее время, спросили
преподобного Сергия с глазу на глаз о том, что они видели.
- Что
это вы видели, чада? - сказал преподобный. - Божественную литургию служили
Стефан, мой брат, его сын Феодор и я, недостойный, а четвёртого священника с
нами не было.
Так он
хотел скрыть правду, но ученики не отпускали его и просили открыть бывшее.
Тогда он сказал:
- О
мои любимые дети! Если Сам Господь Бог открыл вам - могу ли я утаить? Тот, кого
вы видели - ангел Господень; не только сегодня, но и всегда, когда я совершаю Божественную
литургию, мне, недостойному, бывает такое явление и ангел Господень служит
вместе со мной. Но вы никому не рассказывайте того, что видели, пока я жив.
На современном
языке
Один из самых
трогательных, сокровенных, впечатляющих моментов Литургии верных - когда поют
Херувимскую песнь. Даже для того, кто не понимает умом смысл песнопения это
совершенно особенное время. Удивительная тишина и спокойствие царит в церкви,
пока льется неторопливый распев. В середине его совершается Великий Вход, и окончание
величественного песнопения звучит быстрее и бодрее.
Что же это за
песнь и почему ее называют Херувимской?
«Песнь «Иже
херувимы», которая поется во время Великого входа, имеет целью внушить, в каком расположении
надобно быть нам... отложить в это время всякое житейское попечение, в
сообразность воспоминаемому тогда великому событию смерти Господней и
наступающему совершению Евхаристии», - читаем в Письмах о богослужении
Муравьева.
Из-за
длительности распева кажется, что Херувимская песнь - достаточно объемный
текст. На самом же деле он короток:
«Иже херувимы
тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе».
Согласно
Письмам о богослужении Муравьева, на современный русский язык эти слова можно
перевести следующим образом:
«Мы, которые
таинственно изобразуем херувимов («мы, изобразуя таинственно херувимов) и,
воспевая трисвятую песнь Троице, отложим ныне всякое житейское попечение для
того, чтобы достойно поднять Царя славы, невидимо сопровождаемого ангельскими
чинами, - аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! («хвалите Господа!»)».
Изобразуя
херувимов
Как сказано в
«Объяснении Литургии» Арсения, митрополита Киевского, мы, люди, присутствуя при
совершении Литургии, имеем такое же божественное занятие, какое на небесах
имеют небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог
присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом
Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как Ангелы
славословят его на небесах.
«Наше
священноначалие, сравненное с ангельским, - писал святой Дионисий Ареопагит, -
есть только подобное ему, и требует чувственных образов для возведения нас от
них к божественному возвышению». В соответствии с этим представлением о
церковной иерархии предстоящие во время Литургии люди таинственно изобразуют
собой торжествующие лики херувимов.
Тот же смысл
имеет другое песнопение - Серафимская песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф
(Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея».
Она названа
так потому, что певчие повторяют слова парящих вокруг престола Вседержителя
Серафимов. К их славословию Церковь присоединяет человеческое приветствие,
которое еврейские дети радостно провозглашали торжественно вступавшему в
Иерусалим Иисусу Христу: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в
вышних!».
Потому-то
песнопение и напоминает нам : «всякое ныне житейское отложим попечение». Иначе
как будет возможно, стоя на земле, уподобиться небесным ангелам, пребывать в
храме, будто в самых высших небесных селениях, всем существом созерцая Божественное
величие?
Пожалуй, не очень понятно выражение
«дориносима». Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского
«ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда
провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали
его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон,
как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над
головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди
молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.
Историческая справка
По
свидетельству Георгия Кедрина, Херувимская песнь была введена в чин Литургии во время
царствования византийского императора Юстиниана II (565-578 гг.), точнее
около 573 г. Значение Херувимской -во время перенесения Святых Даров с
жертвенника на престол внушить людям самые благоговейные чувства и
соответствующее внутреннее состояние. «Когда
поется Херувимская песнь, - рассуждал патриарх Герман, - с того времени все
возбуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия, отложив
долу всякое житейское попечение, яко Царя великого имущие восприять в себя,
через тайну Причащения».