Логотип

Пожертвование

Помощь в оплате хостинга

Yandex PayPal
Главная arrow Библиотека arrow Проповеди митрополита Сотирия arrow Святые arrow 13 августа Церковь чтит память Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского
13 августа Церковь чтит память Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского Версия для печати Отправить на e-mail

Более 80-ти лет назад в ночь с 12 на 13 августа 1922 года близ станции Пороховые по Ириновской железной дороге под Петроградом были расстреляны митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), профессор, юрист, председатель Правления Общества православных приходов Юрий Петрович Новицкий и бывший присяжный поверенный, юрисконсульт Александро-Невской лавры и член Правления Общества православных приходов Петрограда Иван Михайлович Ковшаров, по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей.

ImageПри сравнении исповеднического подвига первых христиан и христиан-мучеников XX столетия порой кажется, что время как будто сжалось в единый миг, и сегодня, как и христиане в глубокой древности, мы слышим тихий и ласковый призыв любимого ученика Христова, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2. 10).

Нетленный венец, венец правды, - эсхатологический дар Божий победителю в жизненном состязании (2 Тим. 4. 8). Этот венец присуждает «в день оный» праведный Судия. Получит этот венец тот, кто сохранит верность Христу (2 Тим. 4. 7), кто терпеливо переносит страдания, не связывает себя житейскими заботами (2 Тим. 2. 3-4), кто, не оглядываясь назад, имеет перед глазами только одну цель - горнюю награду, к которой призывает Бог в Иисусе Христе (Филип. 3. 11-14). Награда эта - воскресение из мертвых, совоскресение со Христом, новая жизнь (Филип. 3. 10-11). В Послании святого апостола Иакова (1. 12) венец жизни Господь обещает тем, кто любит Его и переносит испытания. В книге Откровения (2. 10) венец жизни обещается тем, кто выдержит испытания в преследованиях за Христа, останется верным ему до смерти.

Митрополит Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) был уроженцем Олонецкой губернии. Духовное образование будущий святитель начал в Каргопольском Духовном училище, окончил Олонецкую Духовную семинарию и С.-Петербургскую Духовную академию. В студенческие годы он часто проводил беседы и чтения на религиозно-нравственные темы на заводах и фабриках на окраинах Петербурга, в бедных районах за Невской и Нарвской заставами, на Выборгской стороне и Охте. После принятия пострига и рукоположения иеромонах Вениамин некоторое время преподавал в Рижской, был инспектором Холмской, а позже - Санкт-Петербургской Духовных семинарий. Его современники вспоминали о нем в бытность преподавателем и инспектором как о скромном, добром человеке с твердой волей в достижении поставленной цели. В своих словах и речах, обращенных к юношеству, он призывает к труду, любви и единству во Христе на благо ближним своим. В начале ХХ века архимандрит Вениамин становится ректором Самарской и позже - Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Особое внимание в эти годы он уделяет попечительским делам по оказанию помощи беднейшим воспитанникам Духовных школ, продолжает участвовать в работе Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, участвует в издании духовной литературы.

В начале 1910 года состоялась хиротония архимандрита Вениамина во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. После вступления на епископскую кафедру он совершает поездки по приходам Гдовского уезда Петербургской епархии, во время «которых были освящены и открыты новые церкви и церковноприходские школы. Часто он совершал богослужения не только в столице, но и в уездных городах и в селах. Владыка Вениамин был непременным участником и возглавителем грандиозных многотысячных крестных ходов в Петрограде, Колпино, Шлиссельбурге, в Лужском и Гдовском уездах, во многих святых местах епархии. Он был добрым пастырем, старался помочь попавшим в беду, умел сострадать. Даже среди инославных он пользовался уважением.

Проповеди его были просты и искренни и поэтому были доступны простому народу. В тяжелые годы войны (в 1914 г. началась I Мировая война), в своих обращениях он призывал иметь в душах и сердцах «любовь к родившей нас и вскормившей стране». Во всех его речах, обращенных к народу, всегда звучал призыв к любви, миру и созиданию. После Февральской революции 1917 года Преосвященный Вениамин призывает молиться за «убиенных за благо и свободу народную», предостерегая от истребления друг друга в завоеванной свободе (Гал. 5. 15) и напутствуя к созиданию общества в любви и уважении друг ко другу.

Владыка Вениамин пользовался большой любовью и почитанием среди верующих столицы, и в 1917 году свободным голосованием представителей народа и духовенства его избирают главой Петроградской кафедры. В марте этого же года его возводят в сан архиепископа, а за два дня до открытия Поместного Собора Российской Православной Церкви Святейший Синод возводит архиепископа Вениамина в сан митрополита. 15 августа 1917 года открывается Поместный Собор, и митрополит Вениамин принимает участие в его работе. Как член Поместного Собора митрополит Вениамин жил в Чудовом монастыре в Кремле. Во время октябрьских событий в Москве ему вместе с другими членами Собора пришлось пережить тяжелые дни (в это время Кремль подвергался обстрелу большевиков). В связи с этим митрополит обратился к Собору, горячо призывая к братолюбию и прощению друг друга. Митрополит Вениамин был далек от политики и хотел, чтобы Церковь жила вне ее, от которой она не раз страдала. Он всеми силами отстранялся от нее во всех своих деяниях, но, к сожалению, она проникала во все сферы деятельности человека, не оставляя в стороне и личной жизни святителя.

Вернувшись в Петроград, митрополит занялся устроением епархиальных дел в новых нелегких условиях. Особое внимание он уделяет духовному образованию. Поскольку Духовные семинария и академия распоряжением гражданских властей были закрыты, митрополит Вениамин благословил и активно содействовал открытию Богословского института и Богословско-пастырских курсов. При приходах и благочиниях организовываются воскресные школы, библиотеки. Было создано Общество православных приходов.

Медленно, с большим трудом жизнь в епархии налаживалась применительно к тем требованиям и условиям, которые складывались в то время. По многим сложным вопросам удавалось достичь взаимоприемлемого компромисса с властями. В Москве в это время церковная жизнь тоже более менее благоустраивалась. Могло даже создаться впечатление, что форма сосуществования Церкви и государства была найдена.

Но вскоре новое бедствие обрушивается на Россию. Засуха летом 1921 года приносит жесточайший голод в Поволжье, который быстро распространяется на соседние территории.

Во имя спасения жизни миллионов людей, гибнущих от голода, Патриарх Московский и всея России Тихон обратился с воззванием «К народам мира и православному человеку»: «...Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества».

В августе Святейший Патриарх Тихон обратился с призывом о помощи к Восточным Патриархам, папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и епископу Нью-Йоркскому. Для оказания помощи бедствующим людям под председательством патриарха Тихона был создан Всероссийский церковный комитет помощи голодающим (Помгол).

Мир откликнулся на призыв о помощи. Был организован сбор средств для нужд голодающих по церквам. Шла помощь и от иностранных держав, а в то же время Советское правительство вывозило хлеб за границу, объясняя это экономической необходимостью. Но, видя поднимающийся авторитет Церкви, ВЦИК распускает церковный комитет, создает при себе Центральную комиссию помощи голодающим (ЦК Помгол), и направляет Обращение к патриарху Тихону с призывом к пожертвованиям (по решению ВЦИК Церкви предоставлялось право собирать пожертвования для нужд голодающих). В ответ на это Патриарх Тихон снова обратился с Воззванием к пастве, в котором разрешено было жертвовать на нужды голодающих драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления.

К началу 1922 года ситуация резко меняется. Советское правительство не может справиться с финансово-экономическими трудностями в стране и, видя выход из создавшегося положения в изъятии церковных ценностей, использует бедствие в Поволжье. Власть не захотела мирного сосуществования с Церковью. Пожертвования ей не нужны, ибо они являются знаком любви Христовой. В феврале 1922 года выходит Декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих. Святейший Патриарх Тихон ответил новым посланием, в котором напомнил о наметившемся было сотрудничестве с властью по вопросу об оказании помощи голодающим и заявил о церковной канонической позиции по вопросу пожертвований «церковных предметов, не освященных и не имеющих богослужебного употребления», и что «изъятие из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство - миряне - отлучением от нее, священнослужители - извержением из сана» (Апостольское правило 73. Двукратный Вселенский Собор. Правило 10).

Противостояние началось. Государственная власть пыталась не просто подчинить Церковь, она поставила цель уничтожить ее. В это же самое время в самом духовенстве происходят события, сыгравшие трагическую роль не только в судьбах отдельных людей, но и в дальнейшей истории Русской Православной Церкви. 19 марта 1922 года Ленин диктует по телефону письмо Молотову (для членов Политбюро) с просьбой «ни в коем случае копий не снимать», в котором четко и ясно была поставлена задача развернувшейся кампании: «... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем «Мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого фонда никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности, и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности, совершенно немыслимы. Взять в свои руки фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть и в несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Ежедневно в печати шла планомерная антирелигиозная пропаганда, подрывавшая авторитет церковного руководства. Внутренние раздоры и настроения в самой Церкви были использованы властью для достижения поставленной цели. Поддерживаемые гражданскими властями представители так называемой «Живой Церкви» ускорили процесс изъятия церковных принадлежностей.

Русская Православная Церковь была подведена к расколу с двух сторон. Митрополит Вениамин чувствовал опасность и видел угрозу раскола и, как страж церковного единства, принимал соответствующие меры. 15/28 мая 1922 года он обратился к петроградской пастве с Посланием: «Да вси едино будут: якоже Ты, Отче во Мне Аз Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Ин. 17. 21), в котором призывает свою паству быть в единении со своим Епархиальным архиереем и Патриархом Тихоном и не вступать в духовное общение с «живоцерковниками», попытавшимися с помощью советского государства захватить в свои руки церковную власть.

Это обращение было опубликовано в «Петроградской правде» 30 мая, а спустя два дня из Москвы последовала телеграмма: «Петроград, Губотдел ГПУ. Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников - реакционеров и сотрудников канцелярии, производя в последней тщательный обыск. Вениамин Высшим Церковным управлением отрешается от сана и должности. О результатах операции немедленно сообщите. HP 25023/c 1 июня 1922 года. Начсоперупр ГПУ Менжинский.». Были арестованы митрополит Вениамин, члены Правления Общества православных приходов, настоятели соборов и церквей Петрограда, а также миряне, препятствовавшие в той или иной степени изъятию церковных ценностей. Были среди арестованных и случайные люди. Кроме десяти человек церковного руководства во главе с митрополитом Вениамином, к делу были привлечены еще 79 человек и вызывались 43 свидетеля. С 10 июня по 5 июля 1922 года в Большом зале б.Дворянского собрания (нынешней Филармонии) проходили заседания Петроградского революционного трибунала по делу «петроградских церковников».

На суде митрополиту Вениамину было предъявлено обвинение, что беспорядки носили организованный характер, что руководящую роль в этом сыграло Правление Общества православных приходов, действующее по благословению митрополита. На основании этих обвинений 88 человек были привлечены к ответственности по ст. ст. 62 и 119. Предусматривалось применение высшей меры наказания к митрополиту Вениамину и еще девяти видным представителям петроградского духовенства и активных мирян. Им было предъявлено обвинение в том, что митрополит Вениамин, состоя главой Православной Церкви в Петрограде, а остальные, «находясь в его подчинении и будучи членами Общества православных приходов, добивались изменения Декрета об изъятии церковных ценностей, для чего использовали свою организацию, действуя в целях возбуждения религиозного населения к волнениям, в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, чем содействовали той части международной буржуазии, которая стремится к свержению рабоче-крестьянского правительства, то есть в преступлениях, предусмотренных ст.ст. 62 и 119 Уголовного Кодекса».

Знакомясь с материалами судебных заседаний, можно увидеть поразительное сходство этого судебного процесса с неправедным судом над Господом нашим Иисусом Христом. Народное предание говорит, когда в Александро-Невскую лавру пришли арестовывать митрополита Вениамина, в числе арестовывавших был протоиерей Александр Введенский, как представитель новосозданного Высшего церковного управления. Он подошел к митрополиту за благословением. «Ведь мы с вами не в Гефсиманском саду, - сказал ему Владыка, - отец Александр». Всю «вину» по предъявленному обвинению митрополит Вениамин взял на себя, стараясь защитить всех проходивших по этому «делу».

4 июня 1922 года, подсудимым было предоставлено последнее слово. Из десяти осужденных к расстрелу шестерым заменили «высшую меру наказания» на различные сроки тюремного заключения. Четверых, во главе с митрополитом Вениамином, приговорили к смерти. Перед казнью всех четырех обрили, одели в лохмотья, чтобы нельзя было узнать в них духовных лиц. В ночь с 12 на 13 августа 1922 г. их тайно расстреляли на полигоне близ Пороховых. Терновый венец Господа увенчал их мученическую кончину. Святии новомученицы Российстии, молите Бога о нас!

Проф., прот. Владимир Сорокин

Image

В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви митрополит Вениамин и иже с ним пострадавшие архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иоанн Ковшаров причислены к лику святых. Вскоре на Братском кладбище Александро-Невской лавры был установлен памятник-кенотаф св. митрополиту Вениамину. Слава Богу, сегодня жизнь, исповеднический путь и мученическая кончина святителя Вениамина и иже с ним убиенных серьезно изучается и отражена во многих печатных работах. В С.-Петербургской епархии был построен и в сентябре в 1992 г. освящен первый (новый) храм во имя священномученика Вениамина (в исправительной колонии № 20/5 поселка Металлострой под Петербургом), возведенный усердием самих осужденных. В ноябре 1993 г. во имя сщмч. Вениамина был освящен (правый) придел в восстановленном Гдовском кафедральном соборе. В Петербурге освящена в честь сщмч. Вениамина домовая часовня в б. доме причта Покровской церкви на Боровой улице, где митрополит Вениамин любил бывать и служить. В городе Няндома Архангельской области, на родине сщмч. Вениамина, также освящен храм в его честь.

Добрая память о священномученике митрополите Вениамине сохраняется во многих православных семьях и приходах. В храмах С.-Петербургской епархии вот уже более 10 лет на отпустах неукоснительно поминается имя сщмч. Вениамина и иже с ним убиенных, возносятся им молитвы и служатся молебны. Однако, широкому кругу православных христиан до сих пор мало известно о жизни мученической кончине святителя Вениамина.

Последнее обновление ( Суббота, 16 Август 2008 )
 
< Пред.   След. >
© 2024 "Православие в Корее" - Сайт русской общины при храме св. Николая, г. Сеул