Логотип

Пожертвование

Помощь в оплате хостинга

Yandex PayPal
Версия для печати Отправить на e-mail
Сеул, Москва и Алма-Ата отметили 140-летие со дня рождения Чхве Джехена (он же - Петр Цой), - корейского лидера антияпонского национально-освободительного движения, - сообщает информационное агентство "KODA". Во всех этих трех городах в торжествах принимали участие 88-летняя дочь Цоя – Елизавета Петровна, проживающая в Алма-Ате. Чхве Джехен в 11-летнем возрасте во время службы юнгой на российском флоте был крещен в православную веру и получил имя Петр Цой. Православными стали и все его 11 детей. Он был старшиной первой в Корее Янчихинской волости. В 1894 году выезжал в Москву на 1-ый Всероссийский съезд волостных старшин, встречался с императором Александром Ш. Участвовал в торжествах по случаю коронации Николая II, а в 1913 году во главе делегации Кореи выезжал в Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых. С 1906 года вел активную антияпонскую деятельность за независимость Кореи. В 1920 году был схвачен японцами и расстрелян.Петр Цой посмертно награжден высшей наградой Республики Корея – орденом "За заслуги в построении государства". В Сеуле ему установлен памятник. 8 членов семьи Цой в 1937-1938 годах органами НКВД были арестованы и расстреляны как "японские шпионы". А его дочь – бессменная хористка алма-атинской пресвитерианской церкви.

Валенетин Цой

Российский юнга и герой Кореи.

Сеул, Москва и Алма-Ата отметили 140-летие со дня рождения Чхве Джехена (он же - Петр Цой), - корейского лидера антияпонского национально-освободительного движения, - сообщает информационное агентство "KODA". Во всех этих трех городах в торжествах принимали участие 88-летняя дочь Цоя – Елизавета Петровна, проживающая в Алма-Ате. Чхве Джехен в 11-летнем возрасте во время службы юнгой на российском флоте был крещен в православную веру и получил имя Петр Цой. Православными стали и все его 11 детей. Он был старшиной первой в Корее Янчихинской волости. В 1894 году выезжал в Москву на 1-ый Всероссийский съезд волостных старшин, встречался с императором Александром Ш. Участвовал в торжествах по случаю коронации Николая II, а в 1913 году во главе делегации Кореи выезжал в Петербург на празднование 300-летия Дома Романовых. С 1906 года вел активную антияпонскую деятельность за независимость Кореи. В 1920 году был схвачен японцами и расстрелян.Петр Цой посмертно награжден высшей наградой Республики Корея – орденом "За заслуги в построении государства". В Сеуле ему установлен памятник. 8 членов семьи Цой в 1937-1938 годах органами НКВД были арестованы и расстреляны как "японские шпионы". А его дочь – бессменная хористка алма-атинской пресвитерианской церкви.

 

В 2004 году исполняется 140 лет начала прерселения корейцев в Россию. История христианства российских корейцеы насчитиывает немногим меньше. Хотя в самой Корее издавна господствовали даосизм, буддизм, конфуцианство, а позднее католицизм и протестантство, до недавнего времени все верующие российские корейцы были православными христианами. Немалая доля той христианской миссии принадлежала П. С. Цою.

 

ТАК ОН ЖИЛ

 

Жизненный путь Цоя Петра Семено вича (Чхве Джехена) был одним из са­мых невероятных и фантастических. Вы­ходец из низшего сословия (цянноми) крестьянства Кореи, он стал самым богатым предпринимателем Приморья, а янбаны (высшее дворянское сословие) избрали его в 1919 году министром фи­нансов Республики Корея. Он встречался с императором Александром III в 1894 году на Первом съезде волостных старшин России, когда японцы оккупирова­ли Корею, он первым в Приморье в 1906 году организовал партизанское сопротивление, Он один из немногих, кто по­лучал награды и от России, и от Кореи. В царской России за свои труды по обу­стройству края он получил 3 серебряных медали и "Высочайше пожалованную Золотую медаль". А от Республики Ко­рея в 1962 году (в самый разгар «холод­ной войны») - посмертно высшую награду страны - орден «За заслуги в строи­тельстве государства». В1970 году в ме­мориальном центре в Сеуле ему откры­ли памятник. А разве не удивительно, что при всем притом у него было одиннад­цать детей? Это был прежде всего отец, муж, хозяин большого дома.

Он родился в Корее 3 (15) августа 1860 года. В 1869 году  вместе с отцом и старшим братом приходит в Россию. В 11 лет уходит из дома, попадает на рос­сийский корабль, становится юнгой, два раза совершит дальние походы в Петербург и обратно. Здесь проходит обряд крещения, получает имя Петр, отчество достается ему от крестного, капитана Семена. С тех пор духовное начало, с любовью взращенное в нем русскими моряками, будет освящать всю его жизнь и деятельность. Наиболее ярко это проявилось, когда его избрали волостным старшиной первой в России корейской волости. К концу XIX века корейцев в Приморье проживало 30 тысяч, и администрация решает упорядочить заселение пограничных районов. Из 32 корейских деревень в Приморской об­ласти 22 вошли в Посьетский участок и

составили Янчихинскую волость. Пер­вым старшиной этой волости в 1893 году был избран П. С. Цой. Он вошел в историю российских корейцев как первый лидер, который сумел обустроить свой на­род на новой земле, вывести его из нуж­ды и бесправия.

В1896 году в Янчихинскую волость пришло постановление, по которому ко­рейцы могли обретать права на русское подданство. Становясь граждан ином России, кореец принимал христианство и получал 15 десятин земли. У П. С. Цоя не было сомнений в выборе. Без узако­ненного правового положения; нечего было думать о будущем. Россия стала второй родиной для тысяч корейцев. Они пришли в Россию навсегда. Гражданство узаконит их положение. Не всем была по душе перемена веры. Но тут, говорят, П. С. Цой был неукротим и порой сам в ярости стриг конфуцианские косы неразумным, в результате этих решительных мер в Янчихинской волости русское под­данство приняли 1300 дворов, неохваченными остались лишь 150.

 Сам Петр Семенович был глубоко и искренне верующим. Эта вера, которую он впитал с добродетелью в детстве от русских моряков, была с ним не только в судьбоносные моменты, но и в повседневной жизни. Иннокентий, его внук, вспоминал: «Перед едой велел молчать. Сам крестился, вот Все одиннадцать детей были крещеными и носили христианские имена: Петр, Надежда, Вера, Любовь, Павел, Софья, Ольга, Валентин, Людмила, Елизавета, Викентий. В воспоминаниях сына Валентина Петровича то и дело приводятся религиозные моменты: «В 1883 году родился первый сын Петр, которого крестили в один день с двоюродным братом Львом...», «крестился я в Новокиевской, или Янчихинской, церк­ви,  на что тогда была получена метрическая выписка...», «летом 1914 года крестили Викентия, четвертого сына и одиннадцатого ребенка в семье; Будучи православными, дома было принято крестить детей". "Летом 1918 года справили свадьбу Любы. Венчалась Люба в Адиминской церкви. Церковь была построена на склоне холма, окруженном чернолесьем». «Каждый понедельник утром до начала занятий все учи­лище (реальное училище в г. Никольск-Уссурийске. - В. Ц.) собиралось в церкви» В первом ряду стояли ученики первых классов, потом второго и т. д. по классам. Исполнялось всем училищем песнопение 2-3 молитвы и расходились по классам». П. С. Цой понимал, что только материальное благосостояние еще недостаточно для настоящего становления нации Необходимы духовное просвщение и образование народа. И на это он не жалел сил и  средств. В каждом селе должны быть церковь и школа!

Еще в 1886 году он отправляет группу способных корейских ребят на обучение в Центральную Россию, потом это стано вится системой. Дети обучались в Казани, Омске, Симферополе и других городах. Цой Петр Петрович, Ким Роман Иванович. Лян Василий Кузьмич были направлены учиться в Благовещенскую духовную семинарию.

 Архимандрит Хрисанф (Щетковский) был главой второго состава Российской духовной мисси в Корее. Со­вершая длительное путешествие от Сеу-ла до Владивостока, с в 1904 году посетил деревню Нижняя Янчихэ и встречался с П. С. Цоем. Вот как он описы­вал свои впечатления: «Волостной старшина Цой - человек довольно предста­вительный, умный, энергичный и с боль­шим дипломатическим тактом. За вре­мя своего управления во всех более или . менее значительных корейских селени-ях устроил церкви и школы при них. При въезде в Янчихэ меня приятно поразил целый ряд прекрасных кирпичных домов и затем небольшая церковь, утопающая в зелени окружающих деревьев. Кирпич­ные дома были не что иное, как школы разных типов и направлений, здесь есть женская мирская двухклассная школа, женская церковно-приходская, ремесленная школа, дом для квартир учите­лей и дом для священника... Все по­стройки прочны, удобный поместительные». Хрисанф со знанием дела, очень придирчиво и ревниво рассматривал и оценивал все деяния: «Было в высшей степени приятно наблюдать то восторженное настроение старшины, окружен­ного благодарными его питомцами, это, так сказать, наивысшая награда за его просвещенную заботливость о своем народе. Школа-церковь устроена на воз­вышенной площадке и занимает при­близительно центральное место. День­ги на постройку добывались из различ­ных источников, но значительную часть расходов покрывало общество и деньгами, и натуральными повинностями: доставкой материала, бесплатными по­денными работами и пр. Главным ини­циатором этих дел был волостной ста­роста корейской деревни Янчихэ кореец Цой, на которого здесь же при освя­щении церкви преосвященный Евсевий возложил Высочайше пожалованную Золотую медаль».

 

КРУШЕНИЕ

 

П. С. Цой погиб во время второй интервенции японских империалистов на Советское Приморье в апреле 1920 года. Японцы тогда буквально вырезали корейские деревни. С этого момента российские корейцы стали подвергаться сокрушительным ударам судьбы, пос­ле которых они утратили все - веру, язык, культуру, традиции, были изгнаны с земли, которая стала им родиной. Напомню эти удары. В1921 году - Амур­ский инцидент, когда, победив общего врага в гражданской войне, корейцы хо­тели продолжить изгнание его из Кореи. Красный командарм Блюхер, наголову разгромил корейские отряды, положив конец национально-освободительному движению; Потом политические репресии, которые выбили цвет нации. При депортации 1937 года из оюжитого Приморья корейцев в одночасье погрузили в вагоны и высадили в пустынных степях Казахстана и Узбекестана. Последний сокрушительный удар был нанесен в 1939 году, кода двумя Постановлениями «О корейской литературе» и «Об изъятии литературы на корейском языке» были уничтожены все корейские книги, в том числе учебники и родовые книги -джогпо, хранившиеся в семьях веками. Так была убита историческая память народа, так были изничтожены все богоугодные деяния П. С. Цоя.

 

О СЕБЕ

 

Я родился в октябре 1938 года. Отца в тот месяц таскали на «конвейер» - непрерывный допрос. Мать, потеряв надежду, что муж останется в живых, в память назвала меня его именем. Я рос в безверии, как и все выжившие корейские дети (впрочем, не только -корейские), рог в советской действительности с генами, поврежденными страхом, с идеологией Павлика Морозова, с единственным желанием - стать как все У меня получилось. Даже больше. Из дремучего Талды-Кургана я окончил приличную школу в Алма-Ате, потом поступил и закончил знаменитое МВТУ имени Н.Э. Баумана, защитил кандилатскую диссертацию в не менее известном ИЭС имени Е. О. Патона, работал много и плодотворно в ВИЛСе, отраслевом институте Министерства авиационной промышленности. На с о их любимых горных лыжах я гонял по всему Союзу, от Кавказа до Камчатки, у меня прекрасные дочь и сын. И до какого-то периода жизни я считал - получается, оттого что просто настырен и удачлив. Но вот однажды я попал на сороковины в компанию бывалых альпинистов, спортсменов — ученых, самых высоких степеней. Поминали общего друга, говорили простые и светлые слова, положенные в таких случаях. "Вы верующие?" - спросил я  у них. Они начали рассказывать о традициях, обычаях, откуда пошли сороковины и т. д. "Скажите, - не унимался я , - вы рисковые ребята, попадали в разные переделки. А Бог вас выручал?» - «А как же!» - хором зашумели они и стали наперебой рассказывать невероятные случаи, из которых выходили живыми не иначе, как только с помощью Божией. Вот так и я с расстояния возраста, оглядываясь и вспоминая жизнь, начинаю заново понимать, что такое Божья милость. И если я  по жизни удостоился ее, то это идет от христианской миссии Чхве Джехена. Мой сын крещеный, его тоже зовут Петр. Христианская миссия Чхве Джехена продолжается…

И я думаю, было бы по-христиански, если бы верующие помянули его.

Валенетин Цой, внук. П. С. Цоя.

 
< Пред.   След. >
© 2017 "Православие в Корее" - Сайт русской общины при храме св. Николая, г. Сеул