Логотип

Пожертвование

Помощь в оплате хостинга

Yandex PayPal
Главная arrow Библиотека arrow Статьи arrow О деньгах, христианстве и преодолении нищенской философии
О деньгах, христианстве и преодолении нищенской философии Версия для печати Отправить на e-mail

Глава из книги игумена Евмения (Перистого) "Побеждающее христианство"

Интервью игумена Евмения
Татьяне Авакумовой,
 корреспонденту газеты «Приволжская Правда»

— Многие люди считают, что деньги — зло. Они мешают росту духовности в человеке, отсюда — рост беззаконий и преступности. Вспоминается также, что Христос говорил: «горе богатым» и изгонял торгующих из храма. Особенно неприятно бывает слышать о том, что церковь принимает пожертвования богатых людей, нажитые нечестным трудом,и немалые. А что вы думаете по этому поводу? 

— В вопросах по поводу денег у многих людей, в том числе христиан, существует много путаницы. Я глубоко верю, что наступает время, когда наши наивные, детские понятия о деньгах уйдут в прошлое и мы повзрослеем. Мне хочется, чтобы этой короткой статьей подобные дискуссии навсегда закончились и мы окончательно определились в вопросе о том, что это такое деньги, и как к ним относиться. 

Многие православные христиане «признают исключительно духовные ценности» и говорят: «Деньги — это великое зло». Но в Священном Писании нигде не говорится, что деньги — зло. Там сказано, что корень всех зол есть сребролюбие, т.е. когда деньги из средства превращаются в цель и смысл существования человека. 

А вот отношение к деньгам может быть разным: правильным и не очень. Что такое деньги? Деньги это средство для достижения определенных целей. А вот цели могут быть разными.

У каждого человека остается выбор: служить заработанными деньгами людям или использовать их исключительно для личных целей. Или человек использует деньги на достойные цели, или во зло. Деньги сами по себе не выбирают, на что их используют, выбор делает человек. 

Когда мы говорим о деньгах, мы говорим о том, что является главным, определяющим в материальном мире. В материальном мире, в экономической жизни общества, семьи, отдельного человека, субстанция, определяющая его материальную жизнь, его границы — это деньги. 

В мире физическом деньги определяют степень свободы. Если у тебя много денег, значит у тебя много свободы, потому что деньги определяют размеры того, что ты можешь себе позволить в материальном мире. Если у тебя нет денег, ты ничего не можешь, ты в цепях.

Некоторые люди пребывают в иллюзии: «я выше денег, я мыслю, я мыслитель...» Если ты мыслитель с дыркой в кармане, тебя даже на порог не пустят во власть или в Думу. Но если обществом востребованы твои идеи, твои мысли, значит они нужны обществу, они покрывают его нужды, удовлетворяют его потребности. Люди готовы платить, и платить щедро, за те продукты человеческой мысли и гения, которые помогают им, служат им. 

И не надо кокетничать и рисоваться: “Деньги — это зло“. Деньги — это добро! И побольше бы этого добра! Это добро ты держишь в кармане. Этим добром ты рассчитываешься в магазине и оплачиваешь коммунальные услуги. За это добро ты вкалываешь с утра до вечера. Я не думаю, чтобы за зло ты бы работал по восемь часов в день. Да еще и уставал бы, да еще и брал бы внеурочные. Деньги сами по себе не могут быть злом. Деньги — это экономическая кровь, пока она циркулирует в жизни общества, оно имеет силу, имеет перспективу. Как только эта циркуляция заканчивается, наступает паралич.

Перестаньте финансировать искусство, умрет искусство. Перестаньте сейчас платить деньги офицерам и вооруженные силы разбегутся. Сегодня не надо бомбить, сегодня не нужны войны, достаточно перекрыть экономический кислород какой-нибудь стране или отрасли, и она погибнет. 

Экономика — это неотъемлемая часть жизни любого государства. Причем, в современном мире экономика первична, а политика вторична. Сегодня деньги диктуют политику. Деньги будут воплощать в жизнь интересы тех людей, которые имеют эти деньги. Если деньги сосредоточены в руках верующих в Бога людей, справедливых людей, искренних людей, то эти деньги будут утверждать на земле их ценности и интересы. Если деньги сосредоточены в руках нечистых людей, скажем, наркодельцов, мафиози, каких-то преступных группировок, они, естественно, будут утверждать на этой земле их интересы, т.е. на каждом шагу будут открываться казино, публичные дома, игральные салоны. И не секрет, что это места, где общество растлевается, разрушается и деградирует. 

Деньги работают по принципу сообщающихся сосудов. Сегодня они у тебя, завтра — у меня. Сегодня они у меня, завтра — у тебя. Деньги путешествуют. И их путешествие не должно заканчиваться. Вот у вас десятка в кармане лежит (или сто рублей). Где они ходили? Вы даже не знаете. По казино ли, по базарам ли, по храмам гуляли они или лежали в кармане преуспевающего бизнесмена? Вы даже не знаете, но где-то ваши деньги, которые вы сейчас держите в руках, ходили. И теперь к вам пришли. Причем пришли ненадолго. И чем чаще деньги уходят, тем больше в жизни изменений происходит. 

Некоторые задают вопрос: “А зачем церкви нужны деньги?“ Чтобы церковь могла существовать и развиваться. Без денег нельзя построить или реставрировать храм или здание монастыря. В Библии сказано, что в материальном мире «за все отвечает серебро», (Еккл., 10, 19). Для осуществления любых добрых дел нужны деньги. Они нужны для издания хороших книг, существования образования, здравоохранения, поддержки пенсионеров. 

Кому из нас не известны слова: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Многие полагают, что в этом месте Писания Христос осудил богатство. Однако богатство само по себе не зло и не добро, в то время как бедность, которая тоже не зло и не добро, на практике гораздо опаснее, чем богатство: она рождает зависть, ропот, воровство, убийство, ненависть к богатым людям, социальные революции со множеством кровопролитий. 

Некоторые задают и такой вопрос: «А почему же Христос негативно относился, требовал убрать деньги из храма?». Нет, Он не деньги убрал из храма, Он базар убрал из храма. Базар свое имеет предназначение, а храм — свое. На базаре нужно заработать деньги и принести в храм. Но разводить базар в храме категорически запрещено.

Наш Бог — Царь царей.  А мы — Его дети. Нельзя быть сыном царским, имея характер пролетарский. Я уверен, что мы выйдем с уровня пролетарской культуры и поднимемся на уровень культуры монархов, т.е. царской культуры. Мы — дети Царя. И когда мы жертвуем, мы по-разному мотивируем свою жертву. 

Как мыслят люди с нищенской психологией? Они говорят: “Я деньги в церковь отдаю, потому что церковь в этом нуждается“. Это уровень пролетарский.

Можно жертвовать совершенно по другим мотивам. Благородный человек делает все произвольно, от щедрости душевной. Цари ведут себя иначе. В вопросах пожертвований существует свой этикет, своя культура. Если я культурный человек, я жертвую не потому что «им нужно заделать свои дыры», хотя это, конечно же, тоже нормально. Но существует иной уровень, этикет, когда ты благословляешь, отдаешь деньги просто от избытка своего сердца, потому что ты ценишь, уважаешь и любишь то, на что жертвуешь.

Мне бы хотелось, чтобы все верующие люди осознали себя Царской Семьей. Если Бог, наш Отец — Царь, значит мы — царские дети. За семьдесят лет в нашем пролетарском мозгу понятие «Царская Семья» покрылось негативом, вроде бы принадлежать к Царской Семье — это что-то плохое. Нет. Быть царской семьей это очень даже хорошо.

Если наш Бог Отец — Царь всех царей, то мы с вами должны адаптироваться к нашему титулу, к нашему наследству. У нас должно быть царское мышление. У нас не должно быть нищенского мышления. У нас должна быть другая культура и другой этикет.

Я знаю одного человека, который родился в многодетной семье. И в доме у него вечно не хватало денег. Самое яркое воспоминание детства: копеечка к копеечке, денег вечно не хватает и концы с концами не сходятся. В одной и той же одежде приходилось ходить по два года. Когда ему хотелось велосипед, а отец говорит, что надо уголь на зиму покупать или что-то в это роде. И его детские интересы всегда нарывались на такие нужды. Нужды, нужды. И вот эта нужда сделала его ущербным.

Он мог согласиться с этим, а можно принять решение и сказать: “Я буду жить иначе“. У каждого человека есть этот выбор.

Он не судил своих родителей, несмотря на то, что в детские годы видел этот вечный недостаток денег. Родителей не выбирают, их почитают и любят. Но когда он смотрел на их жизнь, он понимал, что их просто никто не научил, и когда он смотрел на этот вечный недостаток, на эти протертые половички, которые лежали на полу, на эти старые шкафы и комоды, его угнетала эта атмосфера. Где-то внутри он сказал сам себе: “Я буду жить по-другому. Мои дети не будут донашивать чью-то одежду“.

Донашивать чужую одежду — не оскорбительно, но это была мечта ребенка, который находился в этих жутких обстоятельствах. И он мечтал, что будет жить по-другому.

Вы скажете, что это гордость? Нет, это вера. Иногда веру в лучшее будущее рождает протест против всякой ущербности, против всякой серости и ограниченности.

Бог не творил мир ограниченным, серым и ущербным. Бог сотворил человека для счастья. Бог сотворил человека для радости, для полноценного существования. И когда у тебя в сердце рождается протест против ограниченности и серости, это не гордость, это — вера. 

Сегодня нередко можно слышать:

— Иисус был нищим и нам велел быть нищими. Он ходил босиком, у Него вообще ничего не было, Он бедный был.

И получается, что Иисуса изображают чуть ли не вождем пролетарского движения. Иисус был богат, Ему принадлежит вся Вселенная, но, сойдя на землю обнищал, для того, чтобы обогатить каждого из нас.

Поэтому: не мысли как нищий, мысли как царский сын. А Царское завещание такое: если ты любишь Господа, у тебя будут обилия и избыток в доме. 

Что же такое мышление человека, принадлежащего к Царской Семье? Откроем Евангелие от Марка, глава 4: “И сказал им: замечайте, что слышите. Какой мерой мерите, такой отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет. А кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет“.

Вдумайтесь в эти слова. Это многих людей приводит в недоумение, многих злит, многих раздражает. А раздражается их пролетарское мышление, потому что пролетарии мыслят наоборот «Давайте у того, у кого есть, заберем и отдадим тому, у кого ничего нет». Не это ли был лозунг пролетарской революции? Забрать у богатых и отдать бедным. Вот здесь у Евангелия с ленинско-марксистской философией принципиальные расхождения. Они хотели у богатых все забрать и отдать тем, у кого ничего не было. А Евангелие говорит: забрать у бедных и отдать богатым. Ты дуйся на это, злись на это, но это написано в Слове Божием.

Почему Иисус Христос сказал, что у нищего надо забрать? Нищему нельзя доверять большие деньги. Нищему надо дать паек и пусть он дальше живет. Он нищий потому, что он мозгами нищий. А богатый он умеет делать деньги, поэтому ему можно доверить еще больше. 

Один финансовый эксперт рассказывал: “Мы провели такой эксперимент. Мы взяли 5 человек, у которых в месяц был оборот 50 евро и взяли других 5 человек, у которых был оборот 50 тысяч евро. Мы дали каждому из них по 10 тысяч евро. Казалось бы, все, проблемы решены. У тебя было 50 евро, а теперь аж целых 10 тысяч евро. Теперь наконец-то решатся проблемы. И вот прошел месяц, другой и третий. И когда их снова собрали и спросили: “как дела?“ У тех, у кого в месяц был оборот 50 евро, им десять тысяч не помогли выйти из кризиса, они деньги просадили, у них опять 50 евро в месяц идет оборот. У тех, у кого в месяц был оборот 50 тысяч, они из десяти тысяч сделали 50 тысяч. И они продолжают двигаться, набирая обороты. 

Никакой стране не нужны нищие вожди. Это опасно, когда нищий человек встает у власти. Это катастрофа. В правительстве должны быть богатые люди. Богатый человек, человек, который умеет делать деньги для себя, разбирается в экономических процессах, сможет и страну привести к благосостоянию. У таких людей есть от Господа талант, дар управлять экономическими процессами. Сегодня многие из них приходят к Господу. И Бог направлять их, использовать в своих интересах. А если не придут? Тогда богатство нечестивых перейдет к праведным бизнесменам, которые умеют делать деньги и руководствоваться нравственными принципами и Божиими заповедями в их использовании.

Но большие деньги, субсидии, вливания — не решение проблем. Все дело в том, что в сердце, в мыслях человека, в его генетической памяти. Я вспоминаю другой случай. На Украине шахтерам по полгода не выплачивали зарплаты. И они шли пешком из нескольких городов Украины до Киева и требовали денег, утверждая, что если деньги придут, решатся все проблемы. Я понимаю, что необходимо требовать справедливости. Но я о тонких вещах говорю. Они дошли до Киева, они на площади касками стучали по булыжной мостовой, им выдали деньги сразу за полгода. И священник церкви одного из шахтерских городов, рассказывал: 

— Три или четыре дня длился этот кошмар. Гужевали шахтеры, пили как сорвались с цепи. Все кафе, все рестораны запрудили. Они пили как свиньи. Это был ужас какой-то. Мало того — они пили, а у них воровали. За три или четыре дня они спустили всю получку за полгода, и — снова в шахту. 

Продукт пролетарского воспитания говорит: «Давайте заберем у богатых и отдадим бедным». А бедные за три дня спустят и будут такими же бедными.

А если еще эти бедные станут у власти, то они, добравшись до государственной кормушки, будут грести, грести, грести... и все равно останутся бедными. Сегодня мы решаем — какой быть наше стране, России, завтра. Мыслящие люди категорически против бедных политиков. Нельзя пролетариям становится у власти. Посмотрите сегодня на ту или иную страну мира, область, район. Уровень благосостояния напрямую зависит от того, сколько людей благородных кровей занимают ключевые посты в руководстве. В Книге Притч написано: «блажен род, у которого князья из благородного рода».

Пролетарская революция принесла нашему народу проклятье. Пролетарии хотели взять у богатых и отдать нищим. Первую половину своих обещаний выполнили, а адреса бедных людей кто-то похитил. И исторический опыт доказал это, что пролетариям нельзя доверять власть. Покушение на монархию — это покушение на Божью модель мироустройства, потому что наш Бог — Монарх.

Когда у человека появляется много денег, возникает новая проблема. Перед ним открывается масса новых хороших и плохих возможностей, которые раньше были недоступны. Перед ним вдруг открывается дверь в мир со всеми его искусами. Если у них есть благородные цели и планы, то большое количество денег и связанные с ними искушения не потревожат их счастье и душевный покой. Если же у них нет целей и планов, обеспечивающих устойчивость их жизни, они обречены. 

Иисус сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24). Когда у вас много денег, искушение творить зло весьма велико. Если вы станете их рабом, они погубят вашу душу и разорвут вашу связь с Создателем. 

Недавно я читал в одном журнале обсуждение с некоторыми преуспевающими бизнесменами необходимости делиться с бедными. Они говорили, что больше всего боятся не поделиться в достаточной мере — слишком велики последствия. Счастливые и удачливые люди в качестве живой иллюстрации своей удачливости сразу скажут: «Не оскудеет рука дающего!». Об этом много говорится в Библии и других источниках. «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Притчи 11:24-25). Истории известны миллионеры, которые жертвовали на благие цели 40-50% своих доходов, люди, которые отдают четыре из каждых пяти заработанных ими рублей. Естественно, эти люди богаты и могут позволить себе пожертвовать столь значительной долей своих доходов, но у них это всегда было привычкой — даже когда они были бедны. Они и разбогатели отчасти благодаря этому естественному закону, повелевающему делиться. 

В Библии говорится, что Бог любит людей, искренне дающих, и их дары возвращаются к ним, многократно умноженные. Но нельзя отдавать в надежде что-то получить в ответ. Наши дары не должны обставляться какими-то условиями. Только когда мы отдаем, не задумываясь о своих интересах, ничего не ожидая взамен, эти дары вернуться к нам многократно увеличенными. Размер дара не важен. Но исключительно важно ваше отношение к акту дарения. Если вы отдаете так, как этого ждет от нас Создатель, то непременно будете щедро вознаграждены. 

Каждый из нас — личность и Бог дал каждой личности определенные пределы обитания. Внутри, в сердце у нас есть нравственный закон, который определяет, что такое хорошо и что такое плохо. 

Мы должны возненавидеть нищенскую психологию, потому что она не от Бога. Мы должны возненавидеть нищету, потому что, согласно Священному Писанию, нищета — это не благословение, а проклятие. Благословением Божиим еще со времен Ветхого Завета считается умножение имения, а нищета, экономические бедствия — следствие Божьего наказания на нераскаянные народы. 

Есть такая книга в Библии, Псалтирь. По ней на Руси обучались грамоте. Откроем псалом 111-й. “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его и род правых благословится. Обилие и богатство в доме его. И правда его пребывает во век“. Здесь говорится о том, что любящие Господа не будут в нужде. Если муж любит Господа и любит заповеди Его, он никогда не будет нищим, потому что обилие и богатство будут в доме его и правда его будет пребывать во век. Если ты любишь Господа, если ты любишь заповеди Его, если ты поклоняешься Ему, знай, что Бог любящим Его будет устраивать избыточную, благословенную, стабильную, защищенную жизнь. Если у нас нет обилия и избытка в жизни, то надо пересмотреть — крепко ли я Бога люблю, может у меня кризис в отношениях с Богом и я должен что-то исправить.

Я глубоко уверен, что экономический кризис в России — это следствие кризиса наших отношений с Богом. Экономические проблемы начинаются не в кабинетах власти, не в нашем офисе, не в нашей бухгалтерии, не в наших отношениях с партнерами или сотрудниками, кризис начинается в душах людей с нарушения первой заповеди: “Возлюби Господа Бога своего“. Если у тебя по вертикали идет кризис, если первая заповедь терпит кризис, то естественно, как следствие идет кризис по заповеди горизонтальной, с ближним твоим у тебя тоже кризис.

Поэтому, если у тебя финансовые проблемы, проверь прежде всего себя. Один из проверочных пунктов — проверь свои отношения с Богом. Именно с Ним, а не с внешними атрибутами религии, которые у тебя могут быть в полном комплекте: «на Пасху в храм хожу, свечки ставлю, записки поминальные пишу регулярно...» И когда ты исправишь свои отношения с Богом, Бог совершит в твоей жизни все, чтобы исполнить Свое обещание. Если Бог что-то обещает, Он никогда никого не кидает. “Обилие и богатство в доме его“. Это то, что верующему и чтущему Бога человеку принадлежит по праву.

По материалам www.reshma.nov.ru

Последнее обновление ( Вторник, 14 Ноябрь 2006 )
 
< Пред.   След. >
© 2017 "Православие в Корее" - Сайт русской общины при храме св. Николая, г. Сеул